В репертуаре музыкальной капеллы «Сонорус» более 500 произведений разных эпох и жанров. Коллектив достойно представляет Минскую область на республиканских мероприятиях и концертах на ведущих площадках страны. Более полутора лет возглавляет «Сонорус» дирижер, магистр искусствоведения, выпускник отделения хорового дирижирования Белорусской государственной академии музыки и отделения оперно-симфонического дирижирования Роттердамской консерватории (Нидерланды) Александр Хумала.
С его приходом жизнь капеллы получила второе дыхание. Коллектив побывал с гастрольными турами в России, Польше, Германии, Швейцарии, Франции, Испании, Италии, Португалии. При этом так же активно свое творчетво «Сонорус» презентует в городах и поселках Минщины. Этот коллектив хорошо знают в области. Музыкантов ждут. И в этом, конечно же, большая заслуга молодого и перспективного руководителя Александра Хумала, с которым встретилась корреспондент «МП».
В свои тридцать лет вы уже лауреат музыкальных конкурсов во Вроцлаве (Польша), Риге (Латвия), Костроме (Россия). Дважды получали Гран-при специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодежи — в 2009 и 2012 годах. К тому же Александр Хумала — стипендиат Нидерландского министерства образования, культуры и науки, а также министерства культуры Польши. А еще известно, что в Голландии вы выиграли очень престижную стипендию «Huygens», которую вам вручала тогдашняя королева Нидерландов Беатрикс. Откуда такой старт, Александр?
Еще с детства я четко знал, что буду музыкантом. Да и родители мои тоже неравнодушные к музыке люди: папа, Павел Тойвович, всю жизнь увлекается классической музыкой и даже учился в музыкальном училище, играл на гитаре. Мама, Инна Эдуардовна, закончила музыкальную школу по классу фортепиано, младший брат Матвей занимался скрипкой и выступал на республиканских конкурсах.
Я стал заниматься музыкой с пяти лет. Поступил в музыкальный лицей, тогда еще при Белорусской консерватории. Учился в музыкальном училище имени Глинки. В этом учебном заведении был заложен очень прочный фундамент на будущее: мы знали теорию на уровне музыковедов, очень интенсивно занимались фортепиано и вокалом. Потом была консерватория, магистратура.
Уже на первом году учебы в консерватории (Белорусской государственной академии музыки) я понял, что буду дирижером. Знал, что мне надо и чего не хватает. Я много ездил, путешествовал. Летом работал на стройке, а потом за свои заработанные деньги ездил на мастер-классы и концерты, на международные встречи, занимался с педагогами.
Когда учился в магистратуре, ездил на мастер-классы в Швецию. Там у меня была замечательная возможность поучиться своей профессии у настоящего мастера, всемирно известного, к сожалению, ныне покойного, патриарха хорового искусства Эрика Эрикстона. По-настоящему бесценный опыт я получил сразу после консерватории во Вроцлаве (Польша), а потом и в Голландии. Делал свои международные проекты в Англии, Испании, Финляндии, Франции. Дирижировал многими хоровыми и симфоническими коллективами в Голландии, Израиле, Англии, Польше, России. Работал в Национальном Лионском оперном театре (Франция), а также в Вашингтоне, где был ассистентом всемирно известного, уже покойного, дирижера Лорина Маазеля, ассистировал и в Варшавском филармоническом оркестре. Все это, безусловно, очень важный профессиональный опыт.
Как известно, в репертуаре «Соноруса» — сотни интересных произведений. Над чем работаете сейчас?
За свою более чем 20-летнюю историю «Сонорус», пожалуй, никогда прежде не исполнял столь сложные произведения. В прошлом году мы представляли премьерную программу, посвященную дню рождения композитора Дмитрия Шостаковича, где были задействованы около 70 солистов вокалистов капеллы, а также приглашенные артисты оперного театра, лауреаты международных и республиканских конкурсов. Была представлена еще одна грандиозная программа — проект «Премьерные исполнения Лютославского в Беларуси» к 100-летию со дня рождения известного польского композитора Витольда Лютославского. В этом году у нас также много интересных просветительских программ.
В последнее время мы стали играть много современной музыки зарубежных и белорусских композиторов. Сейчас готовим фестиваль под общим названием «Северное…». Подготовлена концертная программа «Северное дыхание», которая будет презентоваться 15 ноября в концертном зале «Верхний город» в Минске. В Доме дружбы пройдет «Ночь музыки» с французским пианистом Николя Хорватом, который на протяжении семи часов будет играть уникальную программу «Фортепианный марафон — Вселенная Филиппа Гласса». Благодаря партнерской поддержке Посольства Франции в Беларуси и компании «Стримлайн» погрузиться в удивительную атмосферу этого музыкального праздника будет возможность у каждого. Бесплатно. Волонтеры только будут регулировать наполняемость концертного зала. Концерт пройдет 29 ноября, с шести вечера до часу ночи, прий ти на него, как и уйти, можно в любое время в течение этих семи часов.
С гостем из Франции наша капелла выступит также в рамках концертной программы «Северное сияние» в концертном зале «Верхний город» 3 декабря. Мы сыграем много интересной музыки, в том числе и нашего молодого белорусского композитора Андрея Якушева. Будет также премьерное исполнение в Беларуси произведений, автором которых является эстонский композитор Эрки-Свенки Тур.
Закончится этот фестиваль в марте следующего года программой «Северные цветы» — по названию симфонии прославленного белорусского композитора Андрея Мдивани. Лично для меня север — это ощущение сказки: в детстве я очень любил зиму, меня всегда восхищала культура стран Балтии, северных народов. Наверное, это еще и зов предков: отец мой родом из северной страны — Финляндии. Параллельно делаем еще один проект — на фестивале современной музыки и немого кино «Кинемо» озвучиваем фильм культового кинорежиссера Альфреда Хичкока «Жилец: история лондонского тумана», где работаем «вживую» на протяжении полутора часов — без перерыва. В конце ноября состоится еще одна премьера — музыкальная сказка «Домовенок Кузя и сундук сказок».
Детские музыкальные спектакли у вас на особом счету?
Действительно, мы очень много работаем для детей. Большая часть наших программ носит просветительский характер. Первый руководитель и основатель «Соноруса» Алексей Шут, который руководил этим коллективом 20 лет, мечтал со временем сделать «Сонорус» музыкальным театром для детей. Мы продолжаем эти добрые традиции. Гастролируя по городам и поселкам Минской области, другим регионам, знакомим юных зрителей с музыкальными сказками «Кот в сапогах», «Чиполлино», «Три поросенка», «Маленький принц». При этом стараемся, чтобы маленький слушатель приобщался не только к музыке, которая гармонично сочетается с театральным действом, но и получал дополнительные бонусы эмоций от декораций и костюмов. Приобщаем ребят к классической музыке, исполняя произведения Моцарта, Бетховена, Шостаковича. На наших концертах звучит также музыка белорусских композиторов Константина Яськова, Ольги Подгайской, Вячеслава Кузнецова и многих других.
Александр, имея такой высокий профессиональный уровень, некоторые ваши ровесники успешно работают в европейских странах. Почему вы решили вернуться на родину?